конкурс открытой киношколы
Для нашего конкурса не нужны заявки, синопсисы и сценарии. Вряд ли он заинтересует работающих в индустрии кинодраматургов. Задача конкурса и нашей открытой киношколы — объяснить, из чего и как грамотно выстраиваются киноистории. Дать возможность раскрыть свои таланты людям, у которых нет денег, времени или других возможностей получить профессиональное сценарное образование.
Мы хотим, чтобы рассказывание историй стало национальным спортом. Обратите внимание: нации, которые не умели рассказывать о себе, никто не помнит. Истории — основа цивилизации. От древних народов остались мифы, которые заменяли им кинематограф. Остались их герои. Как выяснили ученые, у мифов всех народов мира — одна и та же структура. То есть, хорошие истории рассказываются одинаково.
Все прекрасно знают: для того, чтобы стать математиком, музыкантом, военным, врачом, инженером или ученым, надо учиться. И почти все свято верят: чтобы стать сценаристом, достаточно дописать сценарий до конца. Дописать до конца можно книгу. Сценарий — практически инженерная работа. Объяснить ее базовые основы несложно за час. Понять и освоить получится только тяжелым трудом.
Самая простая формула истории, которая работает тысячелетиями, — герой идет к цели через препятствия. Есть ли у вас герой, которого полюбят миллионы зрителей, достойная его цель и препятствия, кажущиеся непреодолимыми? Если да, это — заявка на успех. Мы сейчас не говорим об «артхаусном» кино, которому якобы не нужны никакие законы. Мы говорим о кино зрительском.
Есть ли у вашего героя антагонист, который стоит на его пути к цели? Хорошая история развивается по линии действия-противодействия (читайте про это подробнее у К.С. Станиславского: ноги всех сценарных методик растут оттуда). С какого заблуждения начинается история вашего героя, и утверждением чего заканчивается? За историю идеального героя я бы и на вашем месте не взялся, и на своем.
И, наконец, есть еще несколько важных вопросов для проверки вашей идеи.
- О чем ваша история? Знаете ли вы мир, который собираетесь описывать? Учительскую, заводской цех, армейский взвод, научную лабораторию, интернат для престарелых, районную администрацию, больницу или полицию, музыкальную школу или автобусный парк? Сценарист не обязан писать только о том, что знает на собственном опыте, но должен дотошно изучать материал, с которым работает. С этого начинается художественная правда. Соответственно, вам надо трижды подумать, прежде чем поместить в космический корабль историю, которая могла произойти в соседнем дворе.
- Что (независимо от вашей истории) волнует вас в жизни больше всего? Это критически важный вопрос. Если не волнует ничего, или вы пока не можете это сформулировать, может быть, вам еще рано тратить время на изучение сценарного ремесла. На одном мастер-классе для детей мальчик лет десяти свою боль описал простым вопросом: «Почему люди такие жестокие?» Только на этом можно построить сценарий. Попробуйте найти свой вопрос.
- Какую социальную проблему вам интересно исследовать? Наверное, чтобы ответить на этот вопрос, стоит поговорить о том, что такое социальная проблема применительно к работе сценариста. Корень и личных, и социальных проблем — в нежелании договариваться. С этого начинаются и бытовые конфликты, и мировые войны. Кто и с кем в вашей истории не хочет договариваться? Почему? Какие заблуждения и препятствия им мешают? Когда предметом или поводом для такого конфликта становится то, что затрагивает других людей, это — социальная проблема. Она может быть связана со строительством, экологией, медициной, наукой, образованием или техникой безопасности: всем, с чем мы сталкиваемся повседневно, ругая чиновников и кого угодно из тех, кого считаем повинными во всех бедах.
Это только начало, но это — главное, без чего ваша история не имеет шанса дойти до финала. Об остальном мы будем говорить на наших вебинарах, разбирая ваши заявки. Количество знаков для ответов ограничено: вам не нужно растекаться мыслью. Хорошую историю можно пересказать за минуту. Формы заполняются по нескольким номинациям, которые должны лучше сориентировать вас в работе.
Вы можете заполнить одну или несколько форм. Они не являются объектами авторского права, в отличие от сценариев, которые мы будем создавать вместе с победителями конкурса. Сценарии, которые мы напишем вместе с вами, будут сниматься в разных регионах России. Мы верим, что новое российское кино будет рождаться не в столицах, а в самых разных концах нашей страны.
В нашем конкурсе предусмотрены номинации, задача которых — сфокусировать вас на теме истории. Адаптация подразумевает задачу представить героев классической русской литературы сегодня. Вы можете превратить «Мертвые души» в детектив, «Горе от ума» — в романтическую комедию, а «Шинель» — в фильм ужасов. От вас не требуется пересказ сюжета — скорее вольное обращение с ним.
Истории о науке и промышленности вы можете решать в жанре триллера или комедии. О семейных ценностях может быть детектив, об СВО — фантастика, о малой родине — мюзикл, а о волонтерах — мистический триллер. Главное — что своей историей вы хотите сказать. Какой пример победы над обстоятельствами и самим собой продемонстрирует ваш герой.
Пусть вас не пугают бюрократические формулировки номинаций: красивыми и живыми должны быть ваши истории и их названия. Не забывайте, что в драматургии, как правило, работает доказательство от противного: хочешь показать исправление — расскажи историю борьбы с грехом. Помните первый фильм «Непослушник»? Или «Гран Торино» Клинта Иствуда? Или «Генерал делла Ровере» Роберто Росселини?
Пожалуйста, отнеситесь ко всему, написанному выше, очень внимательно. Ваши герои должны быть яркими и противоречивыми, проблемы — узнаваемыми, а решения — неожиданными. Унылые и штампованные идеи до финала не дойдут.
Заполняйте форму по ссылке и подписывайтесь на соцсети Молодежного центра Союза кинематографистов России Вконтакте и Telegram: там будут объявляться промежуточные итоги конкурса, даваться информация о наших вебинарах и прочих интересных событиях киноиндустрии. Ваш путь в нее может начаться здесь и сейчас.